"Царство Зимушки-зимы" (подготовительная группа)

МАДОУ №138


Перейти к содержанию

Главное меню:


"Царство Зимушки-зимы" (подготовительная группа)

Методическая копилка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждениедетский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно - речевому развитию детей № 138


КОНСПЕКТ

интегрированного занятия
по образовательной области
"Познание" (окружающий мир)
для детей подготовительной к школе группы

"ЦАРСТВО ЗИМУШКИ - ЗИМЫ"

Воспитатель Кравчук Наталья Геннадьевна

г. Хабаровск 2012 г.


Задачи в образовательных областях:

"Познание":
- уточнить знания детей о зимнем времени года, расширить представление о характерных сезонных явлениях неживой природы (снег, иней, морозные узоры на окне);
- развивать умение устанавливать и формулировать простейшие причинно-следственные связи в окружающем мире между живой и неживой природой (польза снега для растений и животных в лесу);
- обогащать познавательно - исследовательскую деятельность детей, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды в природе; вызвать интерес к проведению элементарного опыта путем рассматривания снега через лупу.
- способствовать развитию логического, ассоциативного мышления; подводить к самостоятельным предположениям и выводам.

"Коммуникация":
- расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них представлений об окружающем мире; совершенствовать грамматическую и монологическую сторону речи;
- воспитывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослым и сверстниками.
Словарная работа - морозная, холодная, ледяная, хрустальная, вьюжная, иней, кристаллики льда, морозный узор.

"Художественное творчество":
- удовлетворить потребность в творческом самовыражении через интеграцию деятельности (художественный труд);
- предоставить возможность выбора нетрадиционных материалов (кружево, блестки, снежинки) для воплощения художественного замысла;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его творческой деятельности будет интересен другим (родным и близким, сверстникам).

"Здоровье":
- предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности через физкультминутку;
- создать оптимальные гигиенические условия для сохранения правильной осанки в положениях сидя, стоя, в движениях.

Предварительная работа:
- наблюдение за сезонными явлениями природы во время прогулок;
- беседы о характерных признаках зимы;
- чтение художественной литературы о зиме, заучивание стихотворений;
- рассматривание иллюстраций, картин, пейзажей о зимнем времени года.

Оборудование: костюм Зимушки - зимы; красочно оформленный конверт; снежные следы; снег; формочки для снега; лупы; снежинки на каждого ребенка; ели разной высоты; пеньки; игрушка "ежик"; мольберты 3 штуки; столы 3 штуки; макеты зимних окон; салфетки для кистей; салфетки для рук; кисти клеевые; кисти для гуаши; гуашь; клей; формочки для клея; стаканчики для воды; материал для творчества - блеск; кружево; снежинки; макеты окон для творчества; клеёнка - салфетка на столах; музыкальный центр; СД диски с музыкальным сопровождением; экран мультимедиа для показа электронных презентаций "Зимние пейзажи", "Морозные узоры на стекле", цифровой проектор, ноутбук.

Индивидуальная работа: помощь в оформлении морозных узоров Савелию В., Карине М., Маше К., Косте А.


Ход занятия

Дети под музыку входят в зал и идут по следам в снежное царство Зимушки - зимы.
Их встречает воспитатель в костюме Зимушки - зимы.

Зима. Здравствуйте ребята! Я Зимушка - зима, рада вас видеть у себя в гостях.

Дети. Здравствуй Зимушка - зима.

Зима. Вижу, получили вы моё приглашение.

Дети. Да мы получили ваше приглашение Зимушка - зима и пошли искать ваше снежное царство по следам, которые вы оставили на снегу.

Зима. А вы не боитесь? Холодно у меня, студёно, морозно!

Дети. Нет, не боимся!

Зима. Тогда идемте, я покажу вам свои владения!

Дети проходят к экрану.

Зима. Ребята, я, Зимушка-зима хочу спросить у вас, что вы обо мне знаете? Какая я бываю?

Дети. Холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, вьюжная.

Зима. А что еще вы можете рассказать обо мне?

Дети.
Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,

Это зимушка - зима рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки,
На деревья и кусты сыплются снежинки!

Зимушка - зима, в мешке, ты стужу принесла, на землю холод натрясла!
У реки гостила - всю реку льдом покрыла.
У избы побывала - все окна разрисовала.
День укоротила, а ночь удлинила!

Зимушка - зима ты дорожки снегом замела и сугробы нагребла!
По полям, по лесам ходила, белой шубой всех накрыла!

Зима. Ребята, а что такое белая шуба?

Дети. Это снег!

Зима. Правильно, я снегом землю укрываю как белым покрывалом. А хотите посмотреть, как красиво в моем снежном царстве?

Дети. Хотим!

Зима. Тогда смотрите!

Под музыкальное сопровождение дети смотрят электронную презентацию на мультимедийном экране "Зимние пейзажи".

Зима.
Всюду снег, в снегу дома, привезла его зима.

Снегом полюшко одела, снегом ели замела.
Вьюга да метелица, снег на землю стелется!

- Ребята, а хотите, узнать из чего состоит снег?

Дети. Хотим!

Зима. Я хочу пригласить вас в свою снежную лабораторию, и вы увидите чудо!

Дети проходят с Зимушкой - зимой в лабораторию и рассаживаются за столы по кругу.

Зима. Смотрите, сколько у меня здесь снега, давайте рассмотрим его с помощью лупы.

Возьмите лупы и посмотрите на снег, что вы там видите? Какой он?

Дети. Снег блестит, сверкает; он похож на крупинки; на льдинки; на кристаллики льда; на блестящий порошок; на иней….

Зима. Правильно, снег действительно похож на…. (обобщение ответов детей).
Снег - это вода, только в каком состоянии?

Дети. В твердом, вода зимой кристаллизуется, потому что холодно.

Зима. А скажите, зачем вам зимой снег?

Дети. Кататься на санках, на горках, на лыжах, на коньках; лепить снежную бабу; строить снежную крепость; играть в снежки.

Зима. Молодцы! Вы рассказали мне о зимних забавах. А вот для чего зимой нужен снег в лесу? Об этом вы мне расскажите в моем зимнем лесу. Берите снежинки и пойдем.

Мы идем в зимний лес - полон сказок и чудес!
Оглянитесь друзья, как прекрасно всё вокруг!

Посмотрите, какие у меня снежные ели, стоят как снежные королевы.
Земля укрылась снежным одеялом, сугробы - не пройти!
- Зачем нужен снег в лесу зимой?

Дети:
- маленькие деревья и ели надо укрывать снегом, чтобы не замерзли;
- а у больших елей и деревьев, снег с веток надо стряхивать, так как ветки зимой хрупкие и могут сломаться от тяжести снега. А укрывать у них надо корни и нижнюю часть ствола, корни чтобы не замерзли, а ствол, чтобы лесные звери не повредили кору дерева.
- под пеньком нора ежа, снега надо много, чем больше снега, тем теплее ежу спать зимой.
Зима. Посмотрите, ребята, что у меня укрыто под снегом…

Дети. Трава!!! Траве тоже хорошо, когда много снега, снег защищает её от вымерзания.

Зима. Ах, какие вы умницы!

Физкультминутка!

Зима. Давайте немножко поиграем? (звучит музыка)
Возьмите в руки снежинки, слышите, приближается метель:
- снег - снежок, белый пушок, завертись, закружись и в метель превратись. А снежинки то падают, то взлетают, и кружит их метель в снежном вихре и несет их ветер, и кружит, и падают снежинки на мой зимний лес!

Зима. Отдохнули!? Ребята, вот вы сказали, что снег можно назвать кристалликами льда или инеем. А где мы свами можем увидеть иней?

Дети. Иней можно увидеть на ветках деревьев, на стеклах в окне, на траве.

Зима. Посмотрите на мои окошки. Что вы там видите?

Дети. Узоры, морозные узоры!

Зима. А вы хотите узнать, как получаются морозные узоры?

Дети. Хотим!

Зима. Слушайте! Морозные узоры на окнах - это иней, такой же, как бывает на траве и ветках деревьев. Иней образуется, когда воздух насыщен влагой. Вода начинает кристаллизоваться на холодной поверхности, то есть образуются маленькие кристаллики льда. Кристаллики льда образуются на мельчайших неровностях стекла. За один кристаллик цепляется другой, за него третий, и вскоре всё окно покрывается ледяным узором. Множество отдельных кристалликов, цепляясь друг за друга то в одном, то в другом направлении, и создают сказочную, ледяную картину, украшающую в морозные дни оконные стекла. Вот откуда берутся удивительные морозные узоры на окнах. А кто рисует узоры?

Дети. Узоры на окне рисует мороз и рисует он их только зимой.

Зима. Правильно! А мороз рисует одинаковые узоры?

Дети. Нет.

Зима. Посмотрите и скажите, какие узоры нарисовал мороз, на что они похожи?

Дети. Они похожи на птиц, на перья, на деревья в лесу, на цветочную поляну…

Зима. Правильно, морозные узоры могут быть самыми разными, и любоваться ими мы можем только зимой. И посмотрев на узоры, которые, нарисовал мороз, мне самой захотелось создать ледяные узоры на окне. А вы хотели бы попробовать сделать морозные узоры?

Дети. Да!

Зима. Тогда я приглашаю вас в свою творческую мастерскую. Здесь, я хочу показать вам, что у меня получилось

Под музыкальное сопровождение дети смотрят электронную презентацию на мультимедийном экране "Морозные узоры на окне".

Зима.
На окне, серебренном от инея,

за ночь хризантемы расцвели,
В верхних стеклах - небо ярко - синее
и поляна в снеговой пыли!

Дети. Какая красота!!!

Зима. Попробуете сами нарисовать узоры? Смотрите ребята - у меня здесь есть кружево, снежинки, блестящие кристаллики льда. Выбирайте, кто из чего будет делать узор и приступайте творить.

Дети выбирают по своему желанию материалы для морозных узоров, садятся за столы и начинают воплощать свой творческий замысел. Звучит музыкальное сопровождение.

Зима. Какая получается красота, можно и я немножко добавлю мороза в ваши узоры.

Воспитатель дорисовывает в нескольких работах детей завитки гуашью разных цветов (белой, голубой, сиреневой), проводит индивидуальную работу с Савелием, Кариной, Машей, Костей, помогает завершить творческий замысел.

Зима. Давайте полюбуемся красотой ваших работ.
Посмотрите, ни получилось, ни одного похожего друг на друга узора!
Унылое окно у …… превратилось в великолепный белый узорный ковер.
А морозный узор у ……получился такой красивый, как - будто застыли сами краски зимушки - зимы.
На что похож твой узор……
А из чего сделан твой узор……

Дети рассказывают о своих работах.

Зима. Спасибо вам, что вы помогли мне раскрасить окошки морозными узорами.
Они получились такие прекрасные, как настоящие!
Ребята, а вам понравилось у меня в снежном царстве?
А что вам понравилось?

Дети:
- снег рассматривать через лупу;
- а мне понравилось создавать узор на окне;
- мне понравились ваши ледяные узоры;
- а мне понравился ваш зимний лес…

Зима. Ребята, а что вы нового узнали для себя?

Дети. Мы узнали, как получаются морозные узоры на окне.

Зима. Спасибо вам ребята! Я хочу подарить вам на прощанье свои ледяные узоры. Вы творчески работали в мастерской, и думаю, что вам у себя в группе не составит труда сделать рамку для моего узора. И тогда вы сможете повесить его на стену и любоваться им, или подарить кому - нибудь в подарок.

До свидания, вам пора возвращаться. А вы не заблудитесь?

Дети. Нет! Мы пойдем обратно по вашим снежным следам, до свидания!
























Назад к содержанию | Назад к главному меню